Что означает юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

Принцип равенства участников гражданских правоотношений

Что означает юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

Принцип равенства, или иначе принцип недискриминации, является одним из наиболее значимых правовых принципов (основных правовых положений). Под равенством понимается право участников общественных отношений на равные правовые условия, равные критерии оценки их поведения, равное отношение правоприменительных органов и суда.

Субъектам правовых отношений не может оказываться какое-либо преимущество, вытекающее из их пола, расовой или национальной принадлежности, имущественного или должностного положения; вероисповедания и участия в общественно-политической деятельности.

В настоящее время принцип равенства закреплен в следующих актах:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 1);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14, 26);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14);
  • Конституция РФ (ст. 19).

м правового равенства являются:

  • формально-юридическое равенство;
  • равноправие;
  • равная защита участников общественных отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Принцип правового равенства не исключает дифференцированного правового регулирования, т. е. установления различных норм в отношении определенных групп субъектов. Такое регулирование может как ухудшать положение участников общественных отношений (например, правоограничения, вызванные фактом судимости), так и улучшать его (разнообразные льготы и привилегии, например для многодетных семей).

Разновидности равенства в праве

Подход понятия «равенство» во многом зависит от точки зрения исследователя (широкое или узкое понимание права, соотношение права и законодательства). Тем не менее можно назвать две основные концепции равенства, которые сложились в юриспруденции.

  1. Фактическое равенство. Оно предполагает, что субъекты правовых отношений действительно равны, т. е. имеют равные возможности реализовать свои права и исполнить обязанности независимо от каких-либо обстоятельств. Фактическое равенство, однако, представляется утопичной категорией, поскольку не учитывает естественных, природных различий между людьми, экономических и региональных различий между организациями и предприятиями.
  2. Формальное (юридическое) равенство. Эта разновидность равенства – равенство лишь по форме, которое проявляется в том, что с фактически находящимися в различных условиях субъектами обращаются, как с равными. Антиподом формального равенства выступают, с одной стороны, дискриминация, а с другой – произвол.

Равенство как принцип гражданского права

Равенство участников гражданских отношений наряду с неприкосновенностью собственности, свободой договора, беспрепятственным осуществлением гражданских прав является основным началом гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

При этом в науке гражданского права равенство может быть рассмотрено:

  • с гносеологических позиций – как закрепленная в ГК РФ идея, определяющая специфику гражданско-правового регулирования;
  • с онтологических позиций – как объективный социальный фактор, лежащий в основе формирования частного права в целом и гражданского права в частности.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нашел применение в:

  • правотворчестве в сфере гражданских правоотношений;
  • установлении ограничений гражданских прав;
  • применении норм гражданского права судом и иными органами власти;
  • осуществлении гражданских прав и обязанностей конкретных субъектов.

Замечание 2

Регулируя правовое положение участников гражданских отношений, принцип равенства устанавливает правоспособность как универсальное правовое состояние и определяет правовое положение субъектов конкретного гражданского отношения.

Функции принципа равенства участников гражданских правоотношений

В цивилистической науке выделяют следующие направления воздействия принципа равенства:

  • универсального неперсонифицированного регулирования (установление единых норм поведения для всех субъектов частноправовых отношений);
  • дифференцированного регулирования (установление законодательных различий в целях сгладить фактическое неравенство, например предоставление больших гарантий слабой стороне договора);
  • ориентации (направляет поведение участников гражданских правоотношений);
  • координации (обеспечивает взаимодействие участников гражданских правоотношений);
  • анализа (используется для толкования и систематизации правового массива, выявления пробелов и коллизий в праве).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/princip_ravenstva_uchastnikov_grazhdanskih_pravootnosheniy/

Принципы гражданско-правового регулирования

Что означает юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

Правовые принципы – основные начала, наи­более общие руководящие положения права, имеющие в силу их за­конодательного закрепления общеобязательный характер. Такие ос­новные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже инсти­тутам и субинститутам.

Значение правовых принципов:

  1. они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регули­рования (это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толко­вать и применять конкретные правовые нормы);
  2. они должны учитываться при об­наружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии (дозволительный характер гражданско-правово­го регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, кото­рые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соот­ветствуют «общим началам и смыслу гражданского законодательст­ва» – п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК).

Принципы гражданско-правового регулирования в общем виде указаны в ст. 1 ГК РФ. Они  отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономическую политику, осуществляемую государством через нормы гражданского права.

Принципы гражданско-правового регулирования:

  • недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла;
  • юридического равенства;
  • неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной;
  • свободы договора;
  • добросовестности;
  • диспозитивности;
  • беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • запрета злоупотребления правом;
  • всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредст­венное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяй­ственную деятельность участников имущественных отношений — то­варовладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешатель­ство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможно­сти признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).

Принцип юридического равенства характеризует правовое положе­ние (статус) участников гражданских правоотношений. Они не име­ют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, да­же если в этом качестве выступает публично-правовое образование.

Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможно­стями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов това­рообмена (товаровладельцев).

Это равенство исходного гражданско-правового положения субъектов, которое заключается в следующем:

  1. все участники гражданских правоотношений наделяются гражданской правоспособностью как определенной мерой социальных возможностей в сфере применения гражданского права (могут иметь на праве собственности или ином вещном праве определенное имущество, имеют право участвовать в гражданском обороте, совершать сделки, заключать договоры и т.д.);
  2.  все граждане обладают совершенно одинаковой правоспособностью в сфере гражданского права;
  3. правоспособность юридических лиц включает в себя необходимый объем правовых возможностей, которые позволяют им выступать полноправными субъектами в отношениях собственности и гражданского оборота.

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из назван­ного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участни­кам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые га­рантии гражданам-потребителям.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной, означает обеспечение собственникам возможности исполь­зовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в исполь­зовании.

Очевидно фундаментальное значение данного принципа для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях.

Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенса­цией.

Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъ­ятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности как не­обоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переде­лов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев.

Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имуществен­ного оборота.

Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого пуб­личного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.

Таким образом, принцип неприкосновенности собственности обусловливает необходимость существования в гражданском праве институтов, обеспечивающих защиту любого права собственности от каких-либо посягательств.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъ­екты гражданского права свободны в заключении договора, т.е.

  1. в выборе контрагента;
  2. в определении условий своего соглашения;
  3. в выбо­ре той или иной «модели» договорных связей (ст. 421 ГК).

По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Вместе с тем действие этого принципа подвергается определенным ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность от­каза коммерческой организации от заключения договора с потреби­телем (п. 3 ст.

426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах.

Таким образом, свободу договора не следует понимать как нечто абсолютное и безграничное: она имеет свою меру, устанавливаемую государством и диктуемую существующими социально-экономическими условиями, интересами и потребностями.

Принцип добросовестности означает, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. В соответствии с этим принципом стороны должны не допускать обмана контрагента в активной (путем сообщения неверной информации) или пассивной (путем сокрытия необходимых сведений) формах.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возмож­ность участников регулируемых отношений самостоятельно, по сво­ему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать ва­рианты соответствующего поведения.

Так, они в подавляющем боль­шинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной за­щитой своих прав или нет и т.д.

При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК).

Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов граж­данского оборота в достижении своих целей.

Ее оборотной сторо­ной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было осо­бой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных пос­ледствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.). Зада­ча государства в частных отношениях — установить четкие и непро­тиворечивые «правила игры», исключающие заведомую недобросо­вестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответст­вии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав пред­полагает устранение всяких необоснованных помех в развитии граж­данского оборота. Никто не может препятствовать другому лицу осуществлять его гражданские права, либо использовать юридическую возможность требовать устранения препятствий к осуществлению своего права (восстановления нарушенного права).

Он конкретизируется, в частности, в свободе пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.

Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необхо­димые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет моно­полизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бю­рократических препятствий в осуществлении права на защиту своих ин­тересов, например, для ограничения случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.

Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключает­ся безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав.

Право всегда имеет опре­деленные границы как по содержанию, так и по способам осущест­вления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъ­емлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право пре­вращается в свою противоположность — произвол.

Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, однако не противоречащие за­кону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК).

Собственник земли или иных природных ресур­сов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК).

Аналогичные ог­раничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в дру­гих подотраслях гражданского права. Данный принцип лежит и в ос­нове объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в це­лом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования.

В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, таки к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказы­вающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов.

Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

Перечисленные общеотраслевые принципы в силу их прямого за­конодательного закрепления в ГК имеют общеобязательный характер, определяя содержание и применение всех норм российского частного права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-grazhdansko-pravovogo-regulirovaniya

Реализация принципа равенства участников гражданских правоотношений

Что означает юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Осуществление принципа равенства в гражданском праве

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

_____________________________________

Факультет

по дисциплине ……………………………………………

наименование дисциплины

Реализация принципа равенства участников гражданских правоотношений

 Выполнил (а):

   Студент (ка)…… курса

        …………. формы обучения

 …………………………

Фамилия И. О.

Научный руководитель:

…………………………….

Ученая степень, ученое звание, должность

…………………………….

Фамилия И. О.

Дата представления работы     Работа защищена

 ……………  20……г.     …………………20..…г.

  Оценка…………………

 Подпись……………….

Краснодар 20..…

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Принцип равенства в современном гражданском праве…………………..5

1.1. Принцип равенства в системе основных начал гражданского законодательства…………………………………………………………….….5

1.2. принципа равенства, его критерии и функции………….…7

2. Изъятия из принципа равенства участников гражданских правоотношений и примеры нарушения …………………………………………………………12

2.1 Причины изъятия принципа равенства и их обоснование……………….12

2.2 Примеры нарушения и изъятия принципа изъятия в российском законодательстве и в юридической практике…………………………………15

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованных источников…………………………………………..22

Введение

В современных условиях создания дееспособной рыночной инфраструктуры принцип равенства является неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни как общества и государства, так и отдельной личности.

Наиболее эффективное развитие гражданского оборота происходит тогда, когда его участники обладают равными возможностями, необходимой свободой, проявляют инициативу и предприимчивость. С учетом этого гражданское законодательство признает фактически неодинаковых субъектов гражданского права юридически равными в сфере гражданско-правового регулирования.

Конечно, невозможно окончательно абстрагироваться от существа различий между людьми. В силу уникальности каждого человека, его различной активности и иных данных фактическое неравенство людей не вызывает каких-либо сомнений.

Поэтому вполне естественно, что индивидуальные особенности некоторых лиц определяют их заведомо более сильные позиции по участию в гражданском обороте. Однако прямая цель и обязанность законодателя, выравнивая до определенной степени правовые возможности, компенсировать различия людей.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципа равенства в гражданском праве с разных точек зрения.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, нами были поставлены и выполнены несколько задач, а именно:

– определение нормативного закрепления принципа равенства в российском законодательстве;

– выявление сущности принципа равенства в гражданском праве;

– рассмотрение разных пониманий и трактовок принципа равенства;

– указание причин и их обоснования для изъятия принципа равенства:

– приведение примеров из юридической и судебной практики решения вопросов, согласно принципу равенства.

Объектом исследования были названы для нас принципы гражданского права, а предметом – принцип равенства.

Актуальность исследования в данной курсовой работе можно определить, как возможность детального и подробного рассмотрения вопроса о принципе равенства, так как он используется для урегулирования многих правовых конфликтов.

Курсовая работа состоит из двух частей, которые разделены на параграфы. Первая часть рассказывает об общих понятиях принципа равенства в гражданском праве, его сущности, функциях.

Во второй части нами были рассмотрены практические примеры и ситуации, где применялся принцип равенства для урегулирования правовых споров.

В этой же части мы дали объяснение причин, почему есть некоторые изъятия из принципа равенства и описали, как они применяются.

Для написания данной курсовой работы нами были использованы нормативно-правовые акты, Гражданский и Бюджетный кодексы, обзоры судебной практики, научные юридические статьи и монографии.

1. Принцип равенства в современном гражданском праве

    1. Принцип равенства в системе основных начал гражданского законодательства

Принцип равенства участников гражданско-правовых отношений – означает юридическое равенство всех участников гражданских правоотношений, в которых ни одна из сторон не обладает принудительной властью над другой.

Субъекты гражданского права — физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные образования — имеют равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения.

В Российской Федерации принцип равенства участников гражданских правоотношений основан на ст. 19 Конституции: «1. Все равны перед законом и судом. 2.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»1.

Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом конкретизирован в гражданском законодательстве. Так, согласно п. 1 ст.

124 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами». В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании «равенства участников регулируемых им отношений», предусматривается в силу ст. 196 ГК РФ  единый трехгодичный срок исковой давности для всех субъектов гражданских правоотношений. Если раньше законом была установлена повышенная защита социалистической формы собственности, то в настоящее время в соответствии с п. 4 ст. 212 ГК РФ «права всех собственников защищаются равным образом».2

Равенство как принцип гражданского права — это, прежде всего, равенство правовых возможностей субъектов правоотношений. Он проявляется в равенстве прав участников гражданского оборота в их общем статусе, вне связи с конкретным правоотношением, и в равенстве правовых возможностей участников конкретного гражданско-правового отношения..

В статье «Применение судами принципа равенства участников гражданских правоотношений», опубликованной на сайте «Право и закон», говорится о том, что равенство участников гражданского оборота перед лицом государства можно назвать публично-правовым равенством в гражданском праве, а равенство участников конкретного правоотношения — контрактным (частноправовым) равенством. Взаимопроникновение этих двух начал обусловливает специфику гражданско-правового принципа равенства, которая позволяет говорить о его двух сторонах3.

    1. принципа равенства, его критерии и функции

Содержания принципа равенства требует правильного понимания идеи равенства в гражданских правоотношениях. Здесь следует воздерживаться, по меньшей мере, от трех ошибочных суждений об идее равенства.

Идея заключается вовсе не в том, чтобы уравнивать их участников в имущественной сфере; имущественное положение участников гражданского оборота может быть совершенно неодинаковым (как правило, оно и не может быть совершенно одинаковым).

С другой стороны, равенство в гражданских правоотношениях не означает, строго говоря, и равенства в правоспособности: она неодинакова у граждан и юридических лиц, нет равной правоспособности и в кругу одних лишь юридических лиц.

Не следует понимать такое равенство как равенство субъективных прав, принадлежащих участникам отдельного правоотношения. таких правоотношений, возникающих из различных сделок, может давать примеры самого различного распределения прав и обязанностей внутри каждого из них, вплоть до закрепления за одной стороной только прав и возложения на другую только обязанностей.

Правильное понимание идеи равенства участников гражданских правоотношений, воплощенной в юридическом принципе, требует уяснения цели, на достижение которой она направлена.

Эта цель состоит в исключении подчиненности одного участника другому, зависимости поведения одного контрагента от усмотрения или воли другого. Признавая равенство участников гражданских правоотношений, закон устанавливает между ними связь не субординационного, а координационного характера.

Субъективные права участников гражданских правоотношений могут быть неравными по содержанию, но условия их осуществления обязательно должны быть равными.

Поясним на примере, что значит иметь одинаковые условия осуществления своих прав.

Так, к числу условий осуществления субъективных прав относятся и условия их защиты от возможного нарушения. В кодексе мы обнаруживаем конкретное проявление принципа равенства применительно, в частности, к защите прав собственников: в ст. 212 ГК РФ4 указывается, что они защищаются одинаково, независимо от форм собственности.

Следовательно, независимо от того, кто выступает носителем права собственности, – отдельные граждане, юридические лица или органы публичной власти в лице государственных или муниципальных образований, – всем им закон предоставляет совершенно одинаковые средства защиты против нарушения принадлежащего им права или последствий его нарушения. 
В то же время следует иметь в виду, что участие субъектов конституционного (публичного) права в гражданских правоотношениях на равных началах с субъектами гражданского права не лишает органы власти закрепленных за ними властных правомочий. Просто эти полномочия осуществляются ими в иных сферах – налоговой, таможенной, валютно-финансовой и проч. В сфере же гражданского оборота, в которой они также могут осуществлять свою деятельность, принадлежащие им властные полномочия не подлежат применению. Так, вступая в отношения с гражданами или юридическими лицами как субъектами частного права (например, заключая с ними различные договоры), они подчиняются действию гражданско-правовых норм, предписывающих равные начала в ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств. Обязанность возмещать своим контрагентам убытки от ненадлежащего исполнения, уплачивать неустойку и т.п., лежит на том, кто не исполнил обязательство, независимо от того, наделен он властными полномочиями или нет.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений предполагает реализацию нескольких функций.

У ним можно отнести регулятивно-статические (универсального неперсонифицированного нормативного регулирования, дифференциации правового регулирования), регулятивно-динамические (ориентационную и координирующую), а также технико-юридическую (аналитическую).

Функции принципа равенства представляют направления его активного действия, упорядочивающего общественные отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования5.

Принцип равенства в гражданском праве выполняет функцию универсального неперсонифицированного нормативного регулирования. Такой признак принципа равенства как универсальность предполагает закрепление в законе единых и унифицированных правил поведения, предназначенных для регулирования отношений фактически разных людей.

Признак неперсонифицированности предполагает регулирование отношений неопределенного и абстрактного круга субъектов.

В данном аспекте заслуживает внимания концепция «среднего человека», согласно которой «средний абстрактный человек» выступает для законодателя эталоном при создании норм права, предназначенных для регулирования определенным образом поведения всех людей – и средних, и стоящих выше или ниже уровня В то же время за абстрактным человеком нельзя забывать конкретного человека во всем богатстве его индивидуальных особенностей и творческих проявлений. Данное положение позволяет выделить функцию дифференциации правового регулирования. Дифференциация обусловлена необходимостью сгладить фактическое неравенство людей путем поддержания субъектов, нуждающихся в повышенной защите.

Равенство как принцип выполняет в гражданском праве ориентационную функцию, оказывая влияние на формирование поведенческих установок субъектов гражданского права.

Принцип равенства выполняет функцию координации субъектных взаимосвязей (координирующую функцию).

Получение определенных благ, в особенности имущественных, возможно лишь путем обеспечения согласованного и эффективного взаимодействия всех субъектов гражданского оборота, в большей степени через их взаимное содействие развитию гражданских правоотношений.

Принцип равенства выполняет аналитическую функцию, которая выражается в том, что толкование гражданско-правовых норм, их систематизация, выявление пробелов и дефектов в действующем гражданском законодательстве, влекущее образование новых гражданско-правовых норм и институтов осуществляются в соответствии с требованием формального равенства.

Ключевым индикатором принципа равенства при разработке и применении гражданско-правовых норм, а также на уровне конкретных правоотношений субъектов является баланс их интересов.

На этой основе диссертантом выдвигается предложение рассматривать баланс интересов субъектов гражданского права в качестве критерия принципа равенства. Баланс интересов предполагает порядок согласования интересов различных субъектов и создание режима благоприятствования для их реализации.

Для этого законодатель определяет правовой механизм взаимного удовлетворения интёресов и решения взаимных противоречий и конфликтов.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/323559_2891748_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Мир закона
Добавить комментарий