Какие грифы секретности существуют. Грифы секретности, классификация секретной информации

Грифы секретности, классификация секретной информации

Какие грифы секретности существуют. Грифы секретности, классификация секретной информации

Гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемый на самом носителе и/или в сопроводительной документации на него.

 Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».

1.Гриф «Особой важности».

Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

2. Гриф «Совершенно секретно».

Гриф «Совершенно секретно» распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован.

Гриф «Для служебного пользования» не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

Порядок засекречивания и обращения с грифами определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью.

Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц.

При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

Не допускается использование грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесённых к государственной тайне.

Государственную тайну составляют:сведения в военной области;сведения в области экономики, науки и техники;сведения в области внешней политики и экономики;

сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

В Российской Федерации (как и в СССР до этого) также существует гриф конфиденциальности «для служебного пользования», который ставится на несекретные документы органов государственной власти, ограничение на распространение которых диктуется служебной необходимостью.

Источник: http://xn--80ahjnkfcebc.xn--p1ai/stati/faktyi/chto-takoe-grif-sekretnosti/

Уровни секретности шредеров, классы уничтожителей документов

Независимо от модели и производителя задача любого офисного шредера – разрезать и измельчать бумагу.

Большинство компаний стремятся сделать так, чтобы их сведения, содержащиеся на бумаге, не попали в чужие руки, а информацию, которая может принести ущерб организации или сотрудникам, нельзя было восстановить.

Поэтому необходимо знать об особенностях уничтожения секретных документов, а также, что такое уровни секретности шредеров.

Классификация уровней секретности

Классификация шредеров включает в себя специальные уровни или как их еще называют степени секретности. Принадлежность устройства к конкретному классу безопасности зависит от конечного результата уничтожения макулатуры. Точнее от того, на какие фрагменты бумага режется и возможно ли восстановить исходную информацию.

Уровни секретности для шредеров были выделены в связи с общепринятым в Европе немецким стандартом DIN 32757-1. Официально их пять. Однако существует и условный шестой уровень секретности, не включенный в стандарт.

В 2014 году анонсировали новый DIN 66399, в который вошли уже 7 классов секретности. Однако обновлённый стандарт рассматривает не только уничтожители документов, но и шредеры, предназначенные для банковских карт, чипов, дисков, флеш-карт и пр.

Поэтому подробно остановимся на уровнях безопасности, подтвержденных DIN 32757-1, и относящихся лишь к устройствам для документов.

Подробнее о каждом уровне секретности

  • 1 уровень. Использует продольный способ нарезки, а ширина полосок не должна превышать 12 мм. Правда, на деле этот показатель зачастую оказывается меньше и составляет порядка 7-8 мм. Что касается длины, то жестких требований нет, и она бывает даже в несколько десятков раз больше ширины. Общая площадь фрагмента – до 2000 мм².Восстановить документ, естественно, можно, но потребуется некоторое время. Шредеры с этим уровнем безопасности подходят только для уничтожения документов общей переписки, в которой не будет отражено ничего важного.
  • 2 уровень. Это устройства с продольным методом нарезки, но получившиеся фрагменты уже меньше, чем у шредеров первого класса.Ширина полосок не может быть более 6 мм, а их площадь – до 800 мм². Восстановить документ уже затруднительно, но все-таки реально. Назначение устройств этого уровня – уничтожение внутренней документации, содержащей общую информацию, которая находится в свободном доступе.
  • 3 уровень. Начиная с этого уровня, шредеры применяют не только продольный, но и перекрестный способ измельчения.Теперь имеются жесткие требования к фрагменту не только относительно ширины, но и его длины: не более 4 мм и 80 мм соответственно. Площадь частицы, после того как лист пройдет через шредер, не может превышать 320 мм². Один лист измельчается примерно на 300 частей. Узнать о том, какую информацию содержал документ, собрав фрагменты вручную, невозможно.Шредеры с 3 классом секретности рекомендуются для уничтожения коммерческих предложений, товарных накладных, презентаций, прайсов и т. п. Такое устройство часто встречается в кабинетах руководителей и бухгалтерии небольших организаций.
  • 4 уровень. Шредеры 4 класса (и всех последующих) ограничены только перекрестным методом нарезки бумаги.Этот уровень секретности считается наиболее популярным и универсальным. Максимально допустимая площадь фрагмента – всего 30 мм². Подобные устройства служат для уничтожения конфиденциальных документов, наподобие, зарплатных ведомостей, бухгалтерских и налоговых отчетов, выписки из банка и мн. др. Восстановить сведения после устройства с 4 классом секретности вручную, по сути, невозможно.На это способны только профессионалы, которые могут сфотографировать каждый фрагмент с разных сторон и с помощью специальной программы запустить его «реставрацию». Правда, в нашей стране подобным методом пользуются только спецслужбы, а в Европе популярны и организации, оказывающие такую услугу в коммерческих целях.
  • 5 уровень.В этом случае шредер рубит лист минимум на 2 тысячи частей. Ширина фрагмента – не более 0,8 мм. Максимальная длина – 12 мм. Площадь ограничена 10 мм².Такие показатели позволяют использовать шредеры 5 класса в государственных структурах и банковских учреждениях, где необходимо уничтожать документы с грифом «особо секретно», стратегические планы и исследования, содержащие информацию для первых лиц. Возможность восстановления сведена к сотым долям процента.
  • 6 уровень.Не включен в DIN 32757-1, но существует, так сказать, неофициально в силу того, что во многих странах Европы действуют даже более жесткие требования к размеру уничтожаемых фрагментов, чем это может обеспечить 5 класс. Шредер 6 класса предназначен для уничтожения документации особой важности, так как восстановить ее уже невозможно (причем даже частично).Только представьте, длина частицы не может быть больше 6 мм, а ее площадь – 5 мм². Используя перекрестный тип резки, шредер способен разрезать лист A4 на 10000 частей. Восстановить не получится даже с помощью современных электронных микроскопов. Измельченные кусочки по размеру можно сравнить только с пеплом после сжигания бумаги.

Обязательно учитывайте данную классификацию шредеров при выборе и покупке устройства. От этого зависит безопасность вас, организации и сотрудников. Правда, помните, что чем выше уровень секретности, тем устройство дороже и менее производительно.

Не забывайте о целесообразности и соответствии устройства своим целям и задачам. Зачем приобретать шредер высокого уровня секретности, например, в пресс-службу, где в основном уничтожению подлежат черновики новостей и пресс-релизов. Большинству организаций достаточно устройств 3-4 класса секретности.

Однако если вы хотите быть уверенными, что конфиденциальная информация не попадет в чужие руки, то обратите внимание на шредеры 5-6 уровня. Пусть высокая цена на них вас не смущает – когда речь идёт о безопасности персональных данных, денежный вопрос уходит на второй план.

Источник: http://www.OrgTech.info/urovni-sekretnosti-shrederov-dlya-dokumentov-osnovnoj-parametr-pri-vybore-ustrojstva/

Источник: https://businessizakon.ru/grify-sekretnosti-klassifikaciya-sekretnoj-informacii.html

3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне

Какие грифы секретности существуют. Грифы секретности, классификация секретной информации

Для большинства служащих ограничения, которые связаны с формами секретности, выражаются в том, что им запрещено пересекать границы страны. Начиная с 3 формы секретности, положены доплаты.

Несмотря на это, ограничения многих отпугивают. Есть немало дополнительных условий для категорий лиц, о которых сообщается лишь в отдельных документах.

Важно понимать, что сама по себе форма секретности не запрещает выезда за пределы страны.

О допуске к государственной тайне

Допуск к государственным тайнам предназначается служащим, которым для выполнения своих функций нужно пользоваться документацией, представляющей собой секретные данные. Кроме того, допуск могут давать и предприятиям, которым также необходимо пользоваться секретной информацией.

Начиная с 3 формы допуска к секретности, его оформляют по месту службы. Предприятиям, чтобы пользоваться подобными данными, необходимо оформить лицензию Федеральной службы безопасности РФ. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Об ограничениях

Первым ограничением, связанным с допуском к государственной тайне, является запрет на выезд за границу. Сроки, на которые накладывается данный запрет, устанавливаются трудовым соглашением.

Запрет на выезд за пределы страны является действительным и какое-то время после увольнения сотрудника. Таможенная служба всегда связывается с Федеральной службой безопасности, когда люди с 3 формой допуска к секретности пересекают границу.

Однако служащим с этой формой допуска не приходится сталкиваться с более серьезными ограничениями.

Кроме подписания договора о неразглашении, люди с данной формой практически не сталкиваются с запретами. Нередко 3 форма секретности предоставляется номенклатурным работникам. По факту служащий этой категории не соприкасается с секретными сведениями.

По этой причине выезд с 3 формой допуска к секретности за границу разрешается. Федеральная служба безопасности считает лиц, обладающих данным допуском, достаточно безобидными.

В 2018 с 3 формой секретности выезд за границу возможен без указания в анкетах ФМС о том, что она имеется.

О первой и второй формах

Гораздо сложнее выезжать за границу лицам с 1 и 2 формами допуска. В отличие от лиц с 3 формой секретности, ограничения по выезду за границу здесь серьезнее. На протяжении 5 лет с момента ознакомления с засекреченными данными такие люди не имеют права покидать пределы страны. Более того, лицам данных категорий запрет могут продлить на срок до 10 лет.

Однако не стоит полагать, что 1 и 2 формы допуска означают обязательный запрет на выезд за границу. Окончательное решение определяется с учетом множества дополнительных факторов. К примеру, при вынесении решения о накладывании ограничений при 3 форме допуска к секретности учитывают, работает ли лицо непосредственно с самой засекреченной документацией.

Также учитывают цели выезда, степень засекреченности сведений на момент пересечения границы.

Если лицо, обладающее 1 либо 2 степенью допуска, выезжает за границу, ему нужно согласовывать это решение с представителями ФСБ. Если же они согласия не дадут, в выдаче паспорта может быть отказано.

Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, заграничный паспорт могут оформлять в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций прописано, что заграничный паспорт хранят в специальном отделе.

Его отдают лишь с согласия представителей ФСБ.

При оформлении допуска к государственной тайне лицо дает согласие на то, что его права могут ограничиваться. По этой причине обжаловать запрет в судебном порядке нельзя.

Начиная с допуска к 3 форме секретности, нужно готовиться к тому, что суды встанут на сторону государства при защите государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, на которые накладываются ограничения.

В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий.

Распространение информации

Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну.

Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне.

Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.

Неприкосновенность

Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице.

Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок.

В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве.

О государственной тайне

Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 – информ в поле заполняется определенными цифрами.

Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия.

Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти.

О степенях секретности

Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности – «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо.

О рассекречивании

Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет.

Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания.

О порядке оформления допуска

Государство утвердило особую инструкцию, регулирующую процедуру оформления допуска к засекреченным данным. Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем.

Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями.

Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться.

Уже после этого начинаются тщательные проверки претендента и членов его семьи. Если речь идет о 1 либо 2 форме допуска к секретности, мероприятия проводятся активные. При 3 форме проверки осуществляются, когда появляются сомнения в сведениях, предоставленных претендентом.

Далее ему разъясняют законодательство, действующее в данной сфере. Он в обязательном порядке должен быть проинформирован об ответственности за разглашение государственной тайны.

Решение о предоставлении допуска принимается военным комиссаром. Если речь идет о руководителях государственных предприятий либо органов, решение принимают те, кто их утверждал в должности.

О социальных гарантиях

Помимо этого, всем, кто допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется перечень социальных гарантий.

Среди них перечисляют доплаты к заработной плате, также лицам с допуском предоставляется преимущественное право оставления на работе при проведении штатных мероприятий. Также подобным лицам предоставляют процентные надбавки к заработной плате за трудовой стаж.

Нужно учитывать, что минимальными будут доплаты за секретность 3 формы, с повышением степени допуска доплаты будут расти.

Порой допуск к государственной тайне может прекращаться по решению официальных органов.

В качестве причины могут выступать расторжение трудового договора, нарушение по обязательствам, связанным с государственной тайной. Также прекращение доступа может спровоцировать расторжение трудового соглашения.

Если лицо лишается допуска к засекреченным сведениям, оно продолжает сохранять за собой обязательство по неразглашению данных.

О трудностях

В действительности при оформлении допуска к государственной тайне возникает множество трудностей. Все дело в том, что форм существует немало, а порядок оформления строг.

Так, на первом этапе на предприятии, имеющем отношение к засекреченным сведениям, создается список должностей, которым понадобится допуск к ГТ. Список утверждает руководство предприятия.

Здесь могут упоминаться и сотрудники, чей допуск к ГТ может быть связан с выполнением задач в иных организациях, куда они направляются в командировки по распоряжению своего руководства.

Список этих должностей пересматривают 1 раз в 5 лет.

На 2 этапе лица, для которых предусматривается допуск к ГТ, проходят анкетирование. Они указывают достоверные сведения о своей личности. Впоследствии эти анкеты заверяют печатями предприятия.

На 3 этапе происходит сверка указанных в анкете данных с личной документацией. В обязательном порядке происходит уточнение ответов на ряд вопросов. К примеру, нужно выяснить, имел ли ранее сотрудник допуск к засекреченным сведениям.

Вынеся решение, соответствующие органы информируют о нем руководство организации. Это проделывают как в письменной, так и в устной форме.

На 4 этапе предприятие при необходимости проверяет данные о сотруднике, собранные с предыдущего места его работы.

Если оформляется 1 и 2 форма допуска, предприятие в обязательном порядке направляет представителям ФСБ документацию с мотивационным письмом о том, что сотрудника нужно допустить к засекреченным данным. Важно, чтобы там указывалась должность, число лиц, имеющих допуск. Также нужно указывать обстоятельства, которые влияют на вынесение решения о допуске.

На лицо, для которого оформляют 1 либо 2 форму допуска, заводят отдельную карточку. Если он перейдет на работу в иное предприятие, именно эту карточку пересылают туда. Новую переоформляют лишь в случаях, когда предыдущую по какой-либо причине уничтожили. Карточку в обязательном порядке должно утвердить руководство организации.

Далее взаимные обязательства сотрудника и предприятия оформляются в отдельном контракте. Этот документ выступает в качестве приложения к трудовому договору.

Источник: https://FB.ru/article/439988/forma-sekretnosti-urovni-sekretnosti-formyi-dopuska-k-gosudarstvennoy-tayne

Ограничения при допуске секретности 1, 2 и 3 формы

Какие грифы секретности существуют. Грифы секретности, классификация секретной информации

Автор Сергей в 13 мая 2018. Новости

Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.

Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Что означает допуск к гостайне

Допуск предоставляется:

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.

Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Подробнее: Получение допуска к государственной тайне

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:

1. Ограничения, связанные с выездом за границу.

Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.

Подробнее: Формы допуска к гостайне

Для тех, у кого 3 форма допуска секретности, ограничений практически нет. Они подписывают обязательство о неразглашении — и на этом, как правило, все ограничения заканчиваются. Более того, часто 3 форму допуска к гостайне получают лишь для оформления на должность из номенклатуры, и фактически человек может никогда так и не увидеть секретных документов.

Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.

С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.

  • Но не нужно думать, что наличие допуска секретности 1 или 2 формы автоматически закрывает вам путь за границу. Решение об ограничении возможности выезда принимается не просто по факту допуска к гостайне, а с учётом следующих обстоятельств:
    • факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
    • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
    • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

    Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:

    • при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
    • при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
    • даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
    • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
    • 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.

    Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.

    Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока.

    2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны

    За расплывчатой формулировкой скрываются:

    • запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
    • ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
    • ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.

    К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

    3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни

    В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников.

    В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.

    Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.

    Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!

    Трекбэк с Вашего сайта.

    Источник: http://licenziya-fsb.com/ogranicheniya-dopusk-sekretnosty

    Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны

    Какие грифы секретности существуют. Грифы секретности, классификация секретной информации

    Государственная тайна – это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

    Определяющее понятие

    Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

    Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

    Защита гостайны

    Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

    1. Конституция РФ.
    2. ФЗ “О государственной тайне” (в частности, ст.3).
    3. ФЗ “О госбезопасности”.

    Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

    На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения.

    Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных.

    С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

    Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

    Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

    Законодательное регулирование

    Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8.

    Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

    • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
    • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
    • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: “особая важность”, “совершенно секретно” и просто “секретно”.
    • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
    • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

    Уровни и грифы

    Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

    • “Особая важность”.
    • “Совершенно секретно”.
    • “Секретно”.

    Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

    • “Совершенно секретно. Информация в особой папке”.
    • “Особая папка”.
    • “Особая важность”.
    • “Совершенно секретно”.
    • “Секретно”.
    • “Данные только для служебного использования”.

    Система классификации

    Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:

    • Установка классификации секретных данных государственной важности.
    • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
    • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
    • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
    • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

    Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

    Особо важные данные

    Тут важно выделять следующие сведения:

    • Военные.
    • Внешнеполитические.
    • Научно-технические.
    • Разведывательные.
    • Экономические.
    • Контрразведывательные.
    • Оперативно-розыскные.

    Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

    Совершенно секретные данные

    К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

    • Военная.
    • Контрразведывательная.
    • Внешнеполитическая.
    • Научно-техническая.
    • Экономическая.
    • Разведывательная.
    • Оперативно-розыскная.
    • Контрразведывательная.

    Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

    Секретные данные

    Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

    • Контрразведывательная.
    • Экономическая.
    • Научно-техническая.
    • Оперативно-розыскная.
    • Военная.
    • Разведывательная
    • Внешнеполитическая.

    Что не может быть гостайной?

    К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

    • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
    • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
    • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
    • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
    • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
    • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
    • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

    Рассекречивание информации

    Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

    • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
    • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

    Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

    Допуск к информации

    Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

    Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

    • Председатель российского правительства.
    • Генпрокурор РФ.
    • Руководитель Администрации президента.
    • Секретарь Совбеза РФ.
    • Первый зам. председателя правительства.
    • Заместитель председателя российского правительства.
    • Министр финансов РФ.
    • Руководитель аппарата правительства государства.
    • Первый зам. Генпрокурора – председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
    • Председатель российского Следственного комитета.
    • Федеральный министр.
    • Председатель Центризбиркома РФ.
    • Председатель российской Счетной палаты.
    • Председатель Центробанка страны.
    • Президент РАН.
    • Директор федеральной службы.
    • Руководитель федерального агентства.
    • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
    • Уполномоченный по правам человека в России.
    • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

    К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

    • Депутаты Госдумы.
    • Члены Совета Федерации.
    • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
    • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

    Ограничение

    Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

    • Свободный выезд за границы России.
    • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
    • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
    • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

    В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

    В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

    Источник

    Источник: https://zakon.temaretik.com/1637825146528205518/stepeni-sekretnosti-svedenij-sostavlyayuschih-gosudarstvennuyu-tajnu-forma-dopuska-pravila-hraneniya-ispolzovaniya-i-ohrany/

    Секретное делопроизводство. Степени секретности документов

    Какие грифы секретности существуют. Грифы секретности, классификация секретной информации

    Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

    Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

    Что есть тайна

    Тайна – понятие, имеющее несколько смысловых значений. В общем понимании тайна трактуется как нечто неразгаданное, еще непознанное. Применительно к функциям государственных и коммерческих органов под тайной понимается то, что скрывается от других и что известно строго определенному кругу лиц.

    Иначе говоря, тайну составляют те сведения, которые не подлежат разглашению. Они содержатся в секрете, как правило, определенное время, обусловленное их государственной значимостью, необходимостью, вытекающей из интересов страны в целом или отдельного ведомства.

    По разным причинам часть информации утрачивает свою секретность, поэтому со временем отпадает необходимость сохранять ее в тайне. Впоследствии эти данные могут быть оглашены или опубликованы.

    Грифы секретности

    В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота.

    Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г.

    N 5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».

    Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».

    Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов.

    Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства.

    По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

    Гриф «Совершенно секретно» распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован.

    Гриф «Для служебного пользования» не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

    Порядок засекречивания и обращения с грифами определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью.

    Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц.

    При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

    Государственную тайну составляют:

    • сведения в военной области;
    • сведения в области экономики, науки и техники;
    • сведения в области внешней политики и экономики;
    • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

    Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.

    Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы.

    Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности.

    Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.

    Принципы определения секретности

    С целью сохранения государственной тайны необходимо непрерывное совершенствование порядка определения грифа секретности документов. Практика показывает, что для успешного решения этой задачи важен системный подход и научно обоснованные методы.

    Правильное, строго аргументированное установление грифа секретности документов имеет большое государственное значение, так как от этого в решающей степени зависит эффективность защиты секретов. Разумеется, что грамотное определение степени секретности невозможно без знания основных принципов, которые должны быть положены в основу решения этой задачи.

    К таким принципам можно отнести:

    1. Принцип системного подхода к решению проблемы по строго обоснованному установлению грифа секретности документов. Основной чертой системного подхода является подход к проблеме засекречивания в целом.

    Этот процесс должен учитывать противоречивость и в то же время взаимообусловленность двух тенденций.

    С одной стороны, существует стремление обеспечить надежное сохранение государственной тайны, а с другой – не допустить необоснованного, массового засекречивания сведений с вытекающими из этого отрицательными последствиями.

    Завышение грифа секретности документов резко сужает возможности обмена ценной информацией между ведомствами.

    Кроме того, завышение грифа секретности ведет к постоянному росту объема секретной документации, что усложняет сохранение действительно важных сведений.

    Другая крайность в этой работе – занижение грифа секретности, которая таит в себе серьезную опасность, так как создает явные предпосылки для утечки секретных сведений.

    2. Принцип объективности определения степени секретности документов основывается на безусловном руководстве требованиями Перечня сведений подлежащих засекречиванию. Степень секретности документов нельзя устанавливать исходя из субъективных, единоличных решений исполнителей, так как это не исключает ошибок, приводящих к завышению или занижению грифа секретности.

    3. Принцип оптимизации объема секретных сведений в документах играет большую роль в сохранении секретов. Любой документ должен содержать в себе минимум секретной информации, которая действительно необходима для работы и решения того или иного вопроса. Излишняя информация приводит к бесконтрольному разглашению данных.

    4. Принцип периодического пересмотра степени секретности документации, изделий и работ на предмет определения полной утраты ими секретности либо снижения ее степени должен неукоснительно соблюдаться, чтобы своевременно и систематически разгружать секретные делопроизводства.

     Гриф секретности документов устанавливается в зависимости от объема и важности содержащихся в них сведений и должен соответствовать фактической степени их секретности. 

    Изменение секретности документов

    Степень секретности документов определяется на основании Перечня сведений подлежащих засекречиванию. В них содержатся сведения, классифицированные по направлениям деятельности.

    Доступ к данному комплексу документов осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами в этой области.

    На основании Закона изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной, производится их рассекречивание, но не должен превышать 30 лет. Исключение составляют документы, которые по решению межведомственной комиссии по защите государственной тайны продлевают время засекречивания этих сведений.

    Работа по снижению грифа секретности или рассекречиванию изделий осуществляется специальными комиссиями из компетентных лиц, назначенными соответствующими руководителями. Комиссии составляют акты, в которых подробно излагают мотивы рассекречивания или снижения грифа секретности.

    Руководители имеют право изменять гриф секретности, засекречивать или рассекречивать документы, составленные или разработанные в данной организации.

    Уничтожение секретных документов производится в строгом соответствии нормативно-правовых актов секретного делопроизводства, а также перечня документов со сроками их хранения.

    Источник: http://naar.ru/articles/sekretnoe-deloproizvodstvo-stepeni-sekretnosti-dokumentov/

    Мир закона
    Добавить комментарий