Приказы определение в истории. Приказы

Словарь исторических терминов – приказы

Приказы определение в истории. Приказы

приказы

— органы центрального управления в России XVI—начале XVIII вв. Местные органы дворцового управления в XVI—XVII вв. Название стрелецких полков в XVI—XVI! вв. Словарь исторических терминов

:

См. в других словарях

1.

  1) органы центрального управления в России XVI нач. XVIII вв; 2) местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв; 3) название стрелецкого полка в XVI-XVII вв. …

Краткий терминологический словарь по курсу “Отечественная история”

2.

  органы центрального управления в России XVI начала XVIII в. Их наименование произошло от термина “приказ”, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720 -х гг. приказы были заменены коллегиями. …

Краткий исторический словарь

3.

  орган центрального отраслевого управления в России в XVI нач. XVIII в. …

Краткий словарь историко-правовых терминов

4.

  органы центрального управления в России XVI начала XVIII в. Их наименование произошло от термина “приказ”, употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями. (См. также схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»)   …

История России с древнейших времен до 1917 года

5.

  Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А.Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский управлял присоединенными сибирскими территориями. Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ. …

Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

6.

  1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казенный П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского дворца П., Сибирский П. Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе П. лица в 17 в. получили название судей, наиболее крупные П. возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале 18 в. заменены коллегиями. 2) Местные органы дворцового управления в 16-17 вв. (Новгородский, Псковский дворцовые П.). 3) Название стрелецких полков в 16-17 вв. …

Энциклопедия “История отечества”

Вопрос-ответ:

Определение термина приказы

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B

Приказы определение в истории. Приказы

Приказы определение в истории. Приказы

Итак, что это было за ведомство? Поместный приказ в 16-17 вв., или поместная изба в более позднее время, занимал центральное место в управлении Московского государства.

Это было второе по значимости после Разрядного ведомство. Если последний распределял ключевые должности и посты, то Поместный приказ управлял поместным и вотчинным землевладением.

Чтобы понять по-настоящему его значимость, перейдем к ключевым понятиям видов землепользования.

Что такое вотчина

В 16-17-м вв. Московия было единым Однако этот процесс был очень долгим. До этого на Руси существовал только один вид землепользования — вотчина. Дословно «от отца». Сравним современное «отчим» — слова имеют общий корень.

Вотчина — это владение, которое передавалось от отца к сыну. Традиция была настолько сильна, что это право считалось священным. Даже при захвате вражеских земель никто не мог подумать о том, чтобы забрать землю у владельца. Государство, в нашем понимании этого слова, не претендовало на это.

Владельцем такой земли назывался боярин. Это был высший титул в нашей стране от образования государства до реформ Петра Великого, т. е. тысячелетняя традиция. Особенностью такого держания было то, что боярин мог примкнуть со своей землей к любому государству, создавая некий анклав.

Представим ситуацию, когда, скажем, владелец земельного участка в Новосибирской области решил примкнуть к США или Франции. По законам 15-16-го вв. это было вполне возможно. Так, Москва перетянула на свою сторону почти всех бояр Рязани, сделав из этой земли подобие бублика.

Рязанским князьям ничего не оставалось делать, как влиться в Московское княжество.

Что такое поместье

Поместье — это принципиально другое владение. Помещик — это не боярин, а дворянин.

Он выполняет функции государственной военной службы. За это и получает землю. Если князю не нравился тот или иной помещик, он спокойно мог забрать у него землю. В этом принципиальное отличие от вотчины.

Роль Поместного приказа

Исходя из понятий землепользования, можно сделать вывод, какую роль играл Поместный приказ:

  • Распределение поместий.
  • Подтверждение прав собственности.

Распределение поместий

Даже непосвященному в нашей стране можно понять, какой властью пользовался чиновник, который назначал землю. Московский князь, а с началом правления Ивана Грозного царь, как правило, не занимался распределением кусков земли своим будущим воинам.

Право на владения выдавал Разрядный, однако Поместный приказ — это приказ, который мог определить как лучшие земли, так и болотистые. От этого ведомства зависело очень много для будущей судьбы человека. Как ни странно, но взятки и подкупы играли малую роль в распределении.

Лишние деньги просто не нужны в феодальном обществе, которое кормится от продуктов сельского хозяйства. Принципиальное значение имело происхождение, род. Если дворянин был выходцем из знатных боярских фамилий, то ему доставались лучшие поместья. Для «холопов», т. е.

выходцев из крестьян, предназначались самые «худые» наделы.

Подтверждение прав собственности

До 16-17-го вв. проделало сложный путь централизации. Раздробленность, постоянные войны, переход одного княжества в другое породили массу проблем среди бояр. Их вотчины порой невозможно было подтвердить документально. Поместный приказ имел в распоряжении книги, в которых хранились династии с землепользованием.

Однако переход в единое управление порождал проблемы бюрократического характера. Не все данные со всех земель дошли до единой канцелярии. Таким боярам приходилось долго оббивать пороги Поместного приказа. Некоторые переходили в статус «детей боярских», т. е. обезземеливших бояр, чьи предки когда-то владели огромными землями.

Многие из них и пополняли ряды дворян.

Землю, конечно, они получали, но это уже была не собственность, а оплата за службу.

Конечно, главнее был Разрядный приказ. Именно он назначал поместья и вотчины, однако межеванием занимался именно Поместный.

Впоследствии роль ведомства возрастала. Помимо традиционных функций архива и канцелярии при Разрядном приказе, в его задачу стал входить сбор всех налогов и податей с земель, перепись и межевание, а также набор рекрутов в армию.

Численность

Поместный приказ — это второе по значимости ведомство, как было сказано выше. Людей «с улицы» в него не брали. Во главе приказа был боярин, который, как правило, входил в думу. Иногда его заменял думный дьяк, что, в принципе, было равнозначно. У него было в помощниках два дьяка и около 200 сотрудников — подьячих. С ростом функций штат доходил до 500 человек.

Виды приказов в организации

Обычно весь массив приказов организации принято разделять на два потока: по основной деятельности и по личному составу. За первые отвечает служба ДОУ, вторые, как зеницу ока, бережет отдел кадров. Помимо функционального назначения между этими видами приказов есть еще одно существенное различие, а именно – срок их хранения.

Обратимся к Перечню типовых управленческих архивных документов (см. ниже по тексту его фрагмент со статьей 19; далее – Перечень 2010 года).

И увидим, что приказы по основной деятельности хранятся постоянно, тогда как по личному составу, за редким исключением, 75 лет.

И тут же обнаруживается, что Перечень выделяет третий вид приказов – по административно-хозяйственным вопросам, хранить которые предлагается в течение 5 лет.

При этом ни один из российских нормативных актов по ДОУ не содержит информации, касающейся различий между приказами по основной деятельности и приказами по административно-хозяйственным вопросам.

Приказы по личному составу тоже не всегда легко отделить от приказов по основной деятельности.

У делопроизводителей возникает закономерный вопрос: к какой категории отнести тот или иной приказ? Ведь от этого зависят срок, место и условия хранения документа.

Вновь обратимся к Перечню 2010 года. Его раздел 10 целиком посвящен административно-хозяйственным вопросам. Целесообразно определить круг тем соответствующих приказов на основе этого раздела.

Фрагмент документа ПоказатьПеречень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558)

Перечень к ним относит:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;
  • эксплуатацию зданий, помещений;
  • транспортное обслуживание, внутреннюю связь;
  • обеспечение безопасности организации.

При этом не стоит забывать, что первый пункт данного списка тесно связан с трудовыми отношениями с работниками. Так, если решено привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение упомянутых правил, то приказ об этом уже будет относиться к категории «по личному составу».

Задача приказов по личному составу – отразить решения руководителя, касающиеся кадровой политики организации. Все приказы по трудовым отношениям с работником (работниками), являются приказами по личному составу, они отражают прием, перемещение и увольнение, поощрения и наказания, персональные данные и т.п.

Обратите внимание на один важный момент:

  • До 2013 года многие кадровые приказы составлялись по утвержденным Госкомстатом унифицированным формам (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Если утвержденной формы не было, то такой приказ оформлялся в произвольной форме.
  • Но с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (за малым исключением). В этой ситуации унифицированные формы кадровых документов подпали под общий порядок и более не действуют. Многие организации, понимая, что специалисты по кадровому делопроизводству привыкли к используемым ранее формам, просто утвердили их для дальнейшего применения в своих организациях. Таким образом, данные формы продолжили свою легальную жизнь, только поменяли утверждающий документ в своей «шапке». Мы всем рекомендуем поступить аналогичным образом!

См. статью «Как утвердить формы документов внутри организации?»

А далее в статье речь пойдет только об оформлении приказов по общим правилам, сложившимся для организационно-распорядительных документов. По ней всегда составлялись приказы по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам. Эту форму в отношении кадровых приказов называли раньше «произвольной» (ведь часть из них и до 2013 года составлялась по ней).

Источник: https://pozakonu.site/sud/prikazy-opredelenie-v-istorii-prikazy.html

Мир закона
Добавить комментарий