Разбор под цифрой 3 глубокой. Морфологический разбор учебные материалы

Морфологический разбор числительного

Разбор под цифрой 3 глубокой. Морфологический разбор учебные материалы

Подробности Создано: 19 июля 2015 116271

К именным частям речи относится и числительное. Давайте выясним, как производить его морфологический разбор. Разрядов числительных больше, чем у других частей речи, поэтому приведём необходимые примеры и образцы разборов всех групп.

Если числительные специально не указаны для морфологического разбора и требуется их найти и выписать самостоятельно, то не перепутайте их с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и наречиями.

Они похожи, потому что имеют числовое значение (тройка, пятитонка, тройной, двухлетний, удвоить, другой, много, несколько, впервые).

Помните: числительное всегда можно записать словами и цифрами. У других частей речи можно обнаружить суффиксы -РК-, -РН-, -АК-, -ЯК-, -ОК-, -Н-, -ЖДЫ- (четвёрка, пятерня, четвертак, трояк, десяток, сотня, дважды), приставки У-, РАЗ-, В- (удесятерить, раздвоился, втроём), несколько корней (трёхэтажный, односоставный, пятилетка).

Числительные часто входит в состав словосочетаний, поэтому не забудьте выписать их с предлогами или существительными, чтобы затем определить падежную форму.

Начальная форма у количественных числительных, обозначающих количество предметов и лиц, — это форма Именительного падежа. У некоторых есть формы рода и числа (один, одна, одно, одни; полтора — полторы). Начальной формой порядковых числительных со значением порядка при счёте является Им. падеж единственного числа и мужского рода, как у относительных имён прилагательных.

Выделяют три группы постоянных признаков:

— разряд по составу (из одного корня — простые, из нескольких корней — сложные, из нескольких слов — составные);

— разряд по значению (количественные и порядковые);

— разряд у количественных (целое, дробное, собирательное).

Целые числительные сочетаются с существительными, которые можно посчитать (две руки, пять пальцев). Дробные числительные включают в себя правильные и неправильные дроби и смешанные числа, в числителе обычно количественное, в знаменателе — порядковое (пять шестых, одна вторая). Собирательные называют совокупность предметов как единое целое (оба, двое, пятеро).

Числительные образуют с существительными единое словосочетание и разбирается как один член предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение).

План морфологического разбора числительного

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых) и морфологические признаки:Постоянные (П.п.):- разряды по составу, значению, у количественных.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- падежа, – числа (если есть),

– рода (если есть).

3. Синтаксическая роль числительного.

Для примеров мы возьмём предложения из разных текстов, объединённых темой лета и природы.

Образцы разбора имён числительных

Тогда подогнали два3 катера, обвязали хвост кита верёвками.

1. Два (катера) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): два Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– В.падежа.

3. Подогнали (что? сколько?) два катера (прямое дополнение).

Через две3 недели поеду на море.

1. (Через) две (недели) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): два Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- В.падежа,

– ж.рода.

3. Поеду (когда?) через две недели (обстоятельство времени).

К семи3 часам совсем стемнело.

1. (К) семи (часам) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): семь Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– Д.падежа.

3. Стемнело (во сколько? когда) к семи часам (обстоятельство времени).

В одном3 лесничестве, например, вырубили все старые дуплистые деревья.

1. (В) одном (лесничестве) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): один Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- П.падежа,- ед.числа,

– ср. рода.

3. Вырубили (где?) в одном лесничестве (обстоятельство места).

Одну3 спелую ягоду кладу в корзину, другую — в рот.

1. Одну (ягоду) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): один Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- В.падежа,- ед.числа,

– ж.рода.

3. Кладу (что? сколько?) одну ягоду (прямое дополнение).

Мчит на глубине стая кальмаров. У каждого десять3 пальцев-рук щепотью сложены, вперёд выставлены.

1. Десять (пальцев-рук) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): десять Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– И.падежа.

3. Сложены (что? сколько?) десять пальцев-рук (подлежащее).

Оба3 постарались выполоть одиннадцать рядов.

1. Одиннадцать (рядов) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): одиннадцать Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- сложное, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– В.падежа.

3. Выполоть (что? сколько?) одиннадцать рядов (прямое дополнение).

На тридцати четырёх3 гектарах посадили новый лес, взяли шефство над семьюдесятью четырьмя гектарами молодых посадок.

1. (На) тридцати четырёх (гектарах) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): тридцать четыре Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– П.падежа.

3. Посадили (где? на скольких?) на тридцати четырёх гектарах (обстоятельство места).

На тридцати четырёх гектарах посадили новый лес, взяли шефство над семьюдесятью четырьмя3 гектарами молодых посадок.

1. (Над) семьюдесятью четырьмя (гектарами) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): семьдесят четыре Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– Т.падежа.

3. Взяли шефство (над чем? над сколькими) над семьюдесятью четырьмя гектарами (косвенное дополнение).

А предельный возраст женьшеня — сто пятьдесят3-двести лет.

1. Сто пятьдесят (лет) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): сто пятьдесят-двестиМорфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– Им.падежа.

3. Возраст (сколько? что такое?) сто пятьдесят лет (составное именное сказуемое).

Только за одно лето спасли семьсот тысяч3 мальков.

1. Семьсот тысяч (мальков) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): семьсот тысяч Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – количественное,- целое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– В.падежа.

3. Спасли (кого? сколько?) семьсот тысяч (прямое дополнение).

Оба постарались выполоть одиннадцать3 рядов.

1. Оба – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): оба Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- собирательное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- Им.падежа,

– м.рода.

3. Постарались (кто?) оба (подлежащее).

И странно: среди двоих3 ребят и трёх девчонок, среди охотников за травами он не почувствовал себя своим человеком, которого можно беспечно толкнуть локтем, ему расхотелось есть.

1. (Среди) двоих (ребят) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): двое Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- собирательное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– В.падежа.

3. Не почувствовал (кого? среди скольких?) среди двоих ребят (косвенное дополнение).

Ствол шириной в 3,53 метра, а под его кроной можно расположиться, как под шатром: на открытых местах “зонтик” фикуса достигает пятидесяти метров.

1. (В) три целых пять десятых (метра) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): три целых пять десятых Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – количественное,- дробное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– В.падежа.

3. Шириной (какой? во сколько?) три целых пять десятых (несогласованное определение).

Его корзина показалась мне в полтора3 раза тяжелее.

1. (В) полтора (раза) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): полтора Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – количественное,- дробное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме

– В.падежа.

3. Показалась тяжелее (во сколько?) в полтора раза (обстоятельство меры).

Астрономическое начало лета — двадцать второе3 июня.

1. Двадцать второе (июня) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): двадцать второе Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – порядковое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- Им.падежа,- ед.числа,

– ср.рода.

3. Начало лета (что такое? какое?) двадцать второе июня (составное именное сказуемое).

Первые3 по-осеннему затяжные дожди и первые жёлтые листья, первые обильные опята вокруг замшелых пней и первые стаи птиц, собирающихся на юг, — таков август, последний месяц лета.

1. Первые (дожди) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): первый Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – порядковое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- Им.падежа,

– мн.числа.

3. Дожди (какие?) первые (согласованное определение).

Ещё при Петре Первом3 в России начался промышленный сбор валерьяны для госпиталей.

1. (При Петре) Первом – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): Первый Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – порядковое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- Д.падежа,- ед.числа,

– м.рода.

3. Начался (при ком?) при Петре Первом (косвенное дополнение).

И вот, кажется, на четвёртый3 день в наш сад заявилась ворона.

1. (На) четвёртый (день) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): четвёртый Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- простое, – порядковое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- В.падежа,- ед.числа,

– м.рода.

3. Заявилась (когда?) четвёртый день (обстоятельство времени).

Впервые ондатру привезли к нам в тысяча девятьсот двадцать седьмом3 году.

1. (В) тысяча девятьсот двадцать седьмом (году) – числительное, т.к. обозначает количество.

2. Начальная форма (Им.п. у количественных; Им. п., ед.ч., м.р. у порядковых): тысяча девятьсот двадцать седьмой Морфологические признаки.Постоянные (П.п.):- составное, – порядковое.Непостоянные (Н.п.):употреблено в форме- П.падежа,- ед.числа,

– м.рода.

3. Привезли (когда? в каком?) в тысяча девятьсот двадцать седьмом году (обстоятельство времени).

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/438-morfologicheskij-razbor-chislitelnogo

Морфологический разбор имени существительного

Разбор под цифрой 3 глубокой. Морфологический разбор учебные материалы

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

4. Непостоянные признаки:

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма – птица (единственное число, именительный падеж – кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 – сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы – сущ. (что?).
  2. Н. ф. – шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

https://www.youtube.com/watch?v=JVAfj8s66e4

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 132, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 138, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 153, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 240, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 241, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 234, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 238, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 56, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 138, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 159, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 13, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 59, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 5, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 212, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 214, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

5 класс

Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 136, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 177, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 306, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 522, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 557, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 91, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/33

Тренинг

Разбор под цифрой 3 глубокой. Морфологический разбор учебные материалы

Текст

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)

Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.

Ответ:

1. Зимой

1) Наречие,2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;

3) приятно (когда?) зимой

2. Приятно

1) Наречие,2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;

3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)

3. Позволить

1) Глагол, н.ф. – позволить;2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) приятно (что сделать?) позволить 

4. Себе

1) Местоимение, н.ф. – себя;2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;

3) позволить (кому?) себе

5. Немного

1) Наречие,2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;

3) помечтать (сколько?) немного

6. О

1) Предлог,2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание ( о) лете, сам по себе членом предложения не является

7. (о) лете

1) Существительное, н.ф. – лето;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;

3) помечтать (о чём?) (о) лете

Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении

Вот бы оно поскорее пришло!

Ответ:

1. Вот

1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)

3) членом предложения не является

2. бы

1) Частица,2) постоянные признаки: формообразующая;

3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является

3. Оно

1) Местоимение, н.ф. – оно;2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;

3) (Что?) оно

4. Поскорее

1) Наречие,2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;

3) пришло бы (когда?) поскорее

5. Пришло бы

1) Глагол, н.ф. – прийти;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.

3) оно (что сделало бы?) пришло бы

Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении

Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.

Ответ:

1. Люблю

1) Глагол, н.ф. – любить;2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;

3) (Я) (что делаю?) люблю полежать ( люблю – часть составного глагольного сказуемого)

2. Полежать

1) Глагол, н.ф. – полежать;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать – часть составного глагольного сказуемого)

3. На

1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является

4. Солнышке

1) Существительное, н.ф. – солнышко;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;

3) люблю полежать (где?) (на) солнышке

5. Поплескаться

1) Глагол, н.ф. – поплескаться;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) (Я) (что делаю?) люблю поплескаться (поплескаться – часть составного глагольногосказуемого)

6. В

1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является

7. Воде

1) Существительное, н.ф. – вода;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;

3) люблю поплескаться (где?) (в) воде

8. Побродить

1) Глагол, н.ф. – побродить;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить – часть составного глагольного сказуемого)

9. По

1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является

10. Лесу

1) Существительное, н.ф. – лес;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;

3) люблю побродить (где?) (по) лесу

11. Вдыхая

Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):

1) Деепричастие,2) постоянные признаки: НВС;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. – вдыхать;2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

12. Смолистый

1) Прилагательное, н.ф. – смолистый,2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый– часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

13. Воздух

1) Существительное, н.ф. – воздух;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (воздух – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом) 

Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении

Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.

Ответ:

1. Он

1) Местоимение, н.ф. – он;2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;

3) (Что?) он

2. Чист

1) Прилагательное, н.ф. – чистый;2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;

3) он (каков?) чист

3. И

1) Союз,2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;

3) членом предложения не является

4. Свеж

1) Прилагательное, н.ф. – свежий;2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;

3) он (каков?) свеж

5. Утром

1) Наречие,2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;

3) чист и свеж (когда?) утром

6. Пока

1) Союз,2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;3) членом предложения не является7. Не1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);

3) членом предложения не является

8. Высохнет

1) Глагол, н.ф. – высохнуть;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;

3) роса (что сделает?) высохнет

9. Роса

1) Существительное, н.ф. – роса,2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;

3) (что?) роса

10. Сияющая

Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. – сиять;2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи):

1) Причастие, н.ф. – сияющий;2) постоянные признаки: НСВ, действительное, настоящего времени; непостоянные признаки: ед. ч., ж.р., И.п.;

3) роса (какая?) сияющая на траве (сияющая – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)

11. На

1) Предлог,2) постоянные признаки: пространственный, непроизводный, простой:

3) входит в предложно-падежное сочетание (на) траве, сам по себе членом предложения не является

12. Траве

1) Существительное, н.ф. – трава,2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.

3) роса (какая?) сияющая на траве (сочетание (на) траве – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)

Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении

По-моему, лето лучше зимы.

Ответ:

1. По-моему

1) Наречие,2) постоянные признаки: знаменательное;

3) членом предложения не является: вводное слово

2. Лето

1) Существительное, н.ф. – лето,2)постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл. , ед.ч.; непостоянные признаки: И.п.;

3) (что?) лето

3. Лучше

1) Прилагательное, н.ф. – хороший;2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения, простая;

3) лето (каково?) лучше ( нулевая связка)

4. Зимы

1) Существительное, н.ф. – зима;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.

3) лучше (чего?) зимы

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/484

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Разбор под цифрой 3 глубокой. Морфологический разбор учебные материалы

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj2P5p8uOYA

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.

Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.

Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.

Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Как сделать морфологический разбор слова? – База ответов на любые вопросы

Разбор под цифрой 3 глубокой. Морфологический разбор учебные материалы

Морфологический разбор слова – один из самых распространенных видов анализа. Чтобы успешно сдавать экзамены по русскому языку, нужно научиться делать морфологический разбор грамотно.

Морфологический разбор – это разбор слова как части речи. Цель морфологического разбора – определить, к какой части речи относится данное слово и доказать свое предположение.

Если в тексте вы видите, что какое-то слово помечено цифрой 3, значит, вам необходимо сделать данный вид анализа. Морфологический разбор состоит из трех частей:

1. Выписать слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении. Определить, к какой части речи относится это слово. Поставить слово в начальную форму.

2. Перечислить все грамматические признаки слова. Сначала перечисляются постоянные признаки, затем – непостоянные.

3. Указать, каким членом предложения является слово.

По указанному плану разбираются все части речи русского языка. Но поскольку части речи имеют разные грамматические признаки, то конкретная схема разбора существительного, прилагательного, глагола и других категорий будет отличаться.

Морфологический разбор прилагательного

1. Обозначает признак предмета. Начальная форма – именительный падеж мужского рода единственного числа.

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для качественных прилагательных – степень сравнения, полная или краткая форма.

3. В предложении обычно выполняет роль определения или именной части составного именного сказуемого, но может быть любым членом предложения.

Морфологический разбор местоимения

1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: разряд.

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Важно учитывать, что местоимения различных разрядов изменяются по-разному. У всех местоимений есть один непостоянный признак – это падеж.

По родам изменяются не все местоимения, для личных число является постоянным признаком.

3.

В предложении местоимение может выполнять любую роль, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением или определением.

Морфологический разбор числительного

1. Начальная форма – именительный падеж.

2. Постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное), разряд по структуре (простое, составное или сложное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж, если есть.

Морфологический разбор причастия

1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: залог, вид, время.

Непостоянные признаки: полная или краткая форма, род, число, падеж.

3. В предложении причастия чаще всего выполняют роль определения.

Морфологический разбор деепричастия

1. Неизменяемая форма глагола

2. Признаки глагола: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость.

3. Синтаксическая функция – обстоятельство.

Морфологический разбор наречия

1. Неизменяемое слово.

2. Постоянные признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть).

Непостоянные признаки отсутствуют.

3. В предложении наречие выступает в роли обстоятельства, именной части составного именного сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.

Чтобы научиться делать морфологический разбор, необходимо знать особенности каждой части речи, ее грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/kak-sdelat-morfologicheskij-razbor-slova/

Мир закона
Добавить комментарий