Спецоценка: что нужно помнить кадровику
Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет.
Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований.
И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.
Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ.
В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.
Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).
Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.
Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.
Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда.
Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу.
Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.
Границы ответственности кадровика
Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.
В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.
И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц.
Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные.
Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств.
В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.
В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика.
Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места.
Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.
Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.
Спецоценка труда и деятельность кадровика
После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание.
Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии.
Все это входит в обязанности кадровика.
Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.
Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену.
Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением.
На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.
Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).
Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше.
По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.
Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.
По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.
Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости.
Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.
Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.
Ответственность за непроведение спецоценки
За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.
С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:
- для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.
Источник: https://kontur.ru/articles/2312
Проводим специальную оценку условий труда
Из статьи Вы узнаете:
1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.
2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.
3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.
4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.
В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).
Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.
В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.
Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).
Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.
1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда
Скачать Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.
217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.
Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.
! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.
) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.
Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).
Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).
Скачать Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда
2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.
Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.
! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).
Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.
То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).
Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).
3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.
Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).
Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ
4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).
5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
Скачать форму Декларация соответствия условий труда
! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.
После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.
6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.
В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.
7. Составление отчета.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.
Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.
Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).
! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).
Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.
Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.
Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.
Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!
Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!
Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
2. Трудовой Кодекс РФ
3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты
Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/
Комиссию по проведению специальной оценки условий труда возглавляет
Согласно закону № 426-ФЗ, за организацию и проведение спецоценки отвечает комиссия, созданная на предприятии. В статье мы расскажем, как её сформировать и как оформить документы.
Комиссия по проведению специальной оценки условий труда: цели и полномочия
СОУТ проводится один раз в 5 лет. Но если была составлена декларация, и на предприятии не было нештатных ситуаций, спецоценку проводят еще реже. Поэтому необходимо так провести эту процедуру, чтобы не возникало разногласий и были учтены все производственные характеристики трудовой деятельности.
Сделать это под силу только коллегиальному органу. В этом случае ответственность за проведение СОУТ все равно останется на руководителе организации, но полномочия будут делегированы разным работникам. Это поможет, в частности, избежать упущений, имеющих значение при назначении гарантий и льгот работникам.
Комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей руководителя и, при наличии, представителей работников. Комиссия отвечает за организационные вопросы при подготовке и проведении спецоценки, оценку качества работы эксперта и лаборатории, своевременное утверждение отчета о проведении СОУТ, составление плана мероприятий по улучшению условий труда.
Для проведения специальной оценки необходимо:
- составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ.
- организовать оценку воздействия на работающих вредных факторов с привлечением специализированной экспертной организации.
- по результатам процедуры составить план снижения воздействия ВОПФ на работников.
Перечень рабочих мест, на которых надо провести спецоценку, составляют в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места.
Кто возглавляет и кого включить в состав комиссии по специальной оценке условий труда
Комиссию по спецоценке должен возглавить работодатель. Его представляет первое лицо компании – генеральный директор. Если СОУТ проводится в ИП, то ее возглавляет индивидуальный предприниматель.
Если первое лицо предприятия не может в силу каких-либо обстоятельств подписать отчет об утверждении СОУТ, нужно закрепить это право в доверенности на другое лицо. Это возможно для юридических лиц.
Также в комиссию по специальной оценке условий труда нужно включить специалиста по охране труда, если такая должность в организации есть. Если же нет, то в состав включают работника, ответственного за ОТ.
Это возможно в небольших компаниях, где численность наемного персонала не превышает 50 человек.
Если организация наняла аутсорсинговую компанию по оказанию услуг по охране труда, ее представитель вполне законно может занять место в комиссии на правах специалиста по охране труда.
Число членов данного органа должно быть нечетным. В состав могут входить только штатные сотрудники, за исключением представителя аутсорсинговой компании. Состав и порядок деятельности утверждают приказом руководителя. Эксперты организации, проводящей СОУТ, в комиссию не входят.
- Как организовать и провести специальную оценку условий труда
Что делать, если в штате организации всего 2 человека – например, генеральный директор и менеджер по продажам? Это характерно для ООО в продажах, а также для индивидуальных предпринимателей.
Поскольку трудовой договор в этом случае заключен с обоими работниками, то комиссию может возглавить сам руководитель компании.
Но включать в нее второго человека нельзя, поскольку нарушается принцип нечетности.
Нередко, единственным наемным сотрудником компании является директор, с которым заключен трудовой контракт, а не договор ГПХ. В этом случае директор приказом сам себя назначает председателем комиссии по проведению СОУТ.
Процедура создания комиссии СОУТ
Формирует комиссию работодатель (ст. 9 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Поэтому утвердить или изменить в дальнейшем состав он может по своему решению, которое ему подготовит служба охраны труда. Проект приказа о составе нужно разработать заранее, до того, как эксперт приступит к проведению идентификации ВОПФ.
Процедура создания комиссии СОУТ зависит от наличия или отсутствия представительного органа работников. Если в организации его нет, комиссия создается приказом генерального директора.
Кандидатуры отбирает руководитель службы охраны труда по своему усмотрению, руководствуясь, в первую очередь пользой и целесообразностью.
Если же на предприятии имеется профком или другой аналогичный орган работников, то нужно направить предложение о включении его представителя в состав комиссии. В течение 5 дней профком должен решить этот вопрос. Работодатель может установить регламент работы комиссии в приказе или в положении. Указаний на этот счет в законе № 426-ФЗ нет.
Скачать образец >>>
Выбор экспертной организации осуществляет работодатель. Это его право, указанное в части 1 статьи 4 № 426-ФЗ. Поэтому представители от работников могут предложить такую компанию, но окончательный выбор всегда остается за тем, кто оплачивает мероприятие.
Отчет о проведении СОУТ подписывается всеми членами и утверждается председателем.
Если же один из членов не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, то имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету.
Если один или несколько членов до окончания спецоценки уволятся, то они должны сложить свои полномочия. В этом случае руководитель организации расформирует комиссию и составит приказ о назначении нового состава.
Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
Если один из членов комиссии был переведен на другую должность, то переформировывать комиссию обычно не требуется. Но бывают и исключения. Например, член комиссии был председателем профкома. Его назначили главным инженером.
Автоматически он переходит в разряд представителей работодателя, так как является техническим заместителем руководителя организации.
Следовательно, его нужно вывести из состава и назначить в комиссию вновь назначенного председателя профкома.
►Узнайте, для каких целей применяются результаты проведения специальной оценки условий труда>>>
Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103739-18-m11-kto-vozglavlyaet-komissiyu-po-provedeniyu-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda
Состав комиссии по СОУТ
Комиссия выполняет организующую роль, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения СОУТ.
С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда», создается комиссия по специальной оценке условий труда.
Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией.
Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.
Перечень обязанностей комиссии по СОУТ:
- определение рабочих мест, подлежащих проведению спецоценки;
- утверждение результатов спецоценки (отсутствие или наличие опасных факторов, их класс и подкласс);
- принятие решения о проведении замеров (или их невозможности) на рабочих местах;
- решение о возможности снижения класса/подкласса при использовании СИЗ или после проведения различных мероприятий по ОТ;
- утверждение отчета по СОУТ.
Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.
Состав комиссии по специальной оценке условий труда определен ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 – ФЗ
Комиссия назначается приказом работодателя. Председателем комиссии назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии — представители работодателя:
- специалист по охране труда (см. ТК РФ ст. 217);
- представители профсоюза (при его наличии);
- представители иного представительного органа работников;
- руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники и т.д.
Работодателям важно учесть, что в комиссию по специальной оценке условий труда должны входить специалисты, прошедшие обучение. При этом число членов, включая председателя должно быть не менее трех и нечетным.
В случае если в организации всего один-два сотрудника, третий пригашается из организации имеющей право на оказание услуг в области охраны труда.
Например, из Образовательного центра охраны труда на Крестовском, который проводит обучение членов комиссии — отот.рф.
Особые правила действуют для малых предприятий (число работников в организации не превышает 50 человек). В таких компаниях обычно нет такого штатного работника, как специалист по охране труда.
Тогда в комиссию включают сотрудника, который занимается в этой организации охраной труда.
Согласно ТК, существует возможность использовать привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору.
Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.
Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда .
Что собой представляет СОУТ?
Определение СОУТ содержится в статье 3 ФЗ №426. Оценка представляет собой перечень мероприятий, в ходе которых устанавливается наличие вредных факторов на рабочем месте.
По итогам оценки рабочему месту присваивается определенный класс. На его основании формируется план мер, нужных для улучшения условий труда.
Кроме того, на основании класса назначается доптариф, по которому нужно уплачивать страховые взносы.
СОУТ должна осуществляться всеми работодателями. Это обязанность и ИП, и ЮЛ. Обязанность установлена статьей 4 ФЗ №426. Оценка актуальна для всех рабочих мест за исключением мест надомных сотрудников. До 2014 года, когда еще проводилась аттестация, в ходе мероприятия не исследовались места, предполагающие только работу с ПК. Однако сейчас проводится оценка и этих рабочих мест.
Спецоценка осуществляется не реже раза в 5 лет. Иногда назначается внеплановая СОУТ. Основания для ее осуществления содержатся в статье 17 ФЗ №426. В частности, это:
- Появление новых мест.
- Инспекция вынесла соответствующее предписание.
- Произошло ЧП на рабочем месте.
То есть, основанием для СОУТ является появление каких-либо новых обстоятельств.
Порядок проведения СОУТ
Спецоценка проводится совместно. В ней участвует работодатель, а также организация с соответствующими полномочиями. Эта организация привлекается к работе на базе гражданско-правового соглашения. Порядок процедуры оговорен в главе 2 ФЗ №426 от 28 декабря 2013 года. Рассмотрим основные этапы процедуры.
Создание комиссии по СОУТ
Для организации комиссии руководитель ЮЛ или ИП должен издать приказ. На основании документа определяются эти положения:
- Состав комиссии.
- Руководитель.
- Перечень работ по СОУТ.
- График проведения спецоценки.
В законе содержатся особые требования к составу комиссии. В частности, число ее участников должно быть нечетным. Требуется это для целей ания. В статье 9 ФЗ №426 оговорено, что в состав комиссии должен входить сотрудник, специализирующийся на охране труда. Что делать, если такой сотрудник в компании не работает? Ответственность за охрану труда может взять на себя руководитель или ИП.
Образец приказа о формировании комиссии по проведению СОУТ
В приказе должна быть вся необходимая информация для проведения спецоценки. Именно на основании этого документа будет осуществляться работа комиссии. Образец приказа:
ООО «Феникс»
Приказ №5
«23» ноября 2018 года
г. Москва
О формировании комиссии по организации и осуществлению СОУТ
На основании статьи 212 ТК РФ и ФЗ №426 от 28 декабря 2013 года, приказываю:
- Сформировать комиссию для проведения СОУТ в этом составе:Председатель: Петров Владимир Александрович, гендиректор
Участники комиссии: Кокшарова Наталья Эдуардовна (главбух), Иванов Александр Петрович (сотрудник, ответственный за охрану труда).
- Установить график мероприятий по СОУТ.
- Председателю:3.1 Заняться организацией СОУТ в период с 23 ноября 2018 года по 23 декабря 2018 года.3.2 Организовать доступ экспертов учреждения, занимающегося спецоценкой, к рабочим местам и всем необходимым документам.3.3 Ознакомить должностных лиц с порядком и сроками мероприятия.
3.4 Предоставить мне итоги СОУТ в виде отчета до 23 декабря для утверждения.
- Руководителям подразделений обеспечить доступ экспертов к рабочим местам и всем необходимым сведениям.
- Ответственность за выполнение положений приказа принимаю на себя.
Гендиректор: (подпись) В.А. Петров
Приказ может быть дополнен приложениями. Ссылки на них должны содержаться в тексте документа.
Последующие шаги
После формирования комиссии и создания приказа следуют эти шаги:
- Установление рабочих мест, подлежащих спецоценке. Оценка должна проводиться в отношении всех мест, даже потенциально не опасных.
- Заключение гражданского соглашения с организацией, специализирующейся на СОУТ. Организация, с которой заключается договор, должна отвечать ряду требований. Они оговорены статьей 19 ФЗ №426.
- Проведение исследований. На этом этапе осуществляется идентификация потенциально опасных факторов. Если эти факторы найдены, производится их измерение.
- Установление соответствия условий труда госнормам. Если на рабочем месте не обнаружены вредные факторы, компания направляет в инспекцию декларацию о соответствии. Эта декларация будет актуальной в течение 5 лет.
- Распределение мест по их классам. Если на рабочем месте обнаружены опасные факторы, его необходимо отнести к определенному классу опасности. Характеристики этих классов содержатся в статье 14 ФЗ №426.
- Оформление отчета. По итогам спецоценки создается отчет. Оформляется он организацией, специализирующейся на СОУТ.
ВАЖНО! К СОУТ рекомендуется подготовиться. Для этого нужно привести в порядок документы об охране труда, проверить штатное расписание, трудовые соглашения.
На основании этих бумаг организация, ответственная за спецоценку, будет определять количество рабочих мест, их состав и, как следствие, стоимость своих услуг.
Перед мероприятием рекомендуется заняться созданием новых мест, если это входило в планы руководителя. Если они будут созданы после СОУТ, придется проходить внеплановую оценку.
С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда», создается комиссия по специальной оценке условий труда.
Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией.
Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.
Перечень обязанностей комиссии по СОУТ:
- определение рабочих мест, подлежащих проведению спецоценки;
- утверждение результатов спецоценки (отсутствие или наличие опасных факторов, их класс и подкласс);
- принятие решения о проведении замеров (или их невозможности) на рабочих местах;
- решение о возможности снижения класса/подкласса при использовании СИЗ или после проведения различных мероприятий по ОТ;
- утверждение отчета по СОУТ.
Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.
Комиссия назначается приказом работодателя. Председателем комиссии назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии — представители работодателя:
- специалист по охране труда (см. ТК РФ ст. 217);
- представители профсоюза (при его наличии);
- представители иного представительного органа работников;
- руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники и т.д.
Работодателям важно учесть, что число членов комиссии, включая председателя должно быть не нечетным. Конкретное количество членов комиссии по проведению СОУТ будет определяться с учетом штатного расписания работодателя.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций, имеющих по штату лишь одного работника, допускается создавать комиссию по СОУТ из одного сотрудника, что поясняется письмом Минтруда РФ от 14.03.2016 №15-1/ООГ-1041.
Особые правила действуют для малых предприятий (число работников в организации не превышает 50 человек). В таких компаниях обычно нет такого штатного работника, как специалист по охране труда.
Тогда в комиссию включают сотрудника, который занимается в этой организации охраной труда.
Согласно ТК, существует возможность использовать привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору.
Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.
Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда .
Комиссия несет ответственность за результаты СОУТ и их дальнейшее применение
Второй важный документ, без которого спецоценка не состоится — график проведения СОУТ. Его обязательность определена упомянутой выше 9 статьей 426-ФЗ.
График – это пошаговый план проведения СОУТ, который оформляется отдельным документом или приложением к приказу.
Поскольку подготовительные мероприятия требуют немало времени, график рекомендуют составлять «с запасом», чтобы потом не отставать от намеченного срока, своевременно устраняя все выявленные нарушения.
Документ можно разработать самостоятельно либо взять за основу образец графика скачав его на странице с приказом о СОУТ.
Поскольку единого регламента сроков проведения отдельных этапов СОУТ нет, при составлении графика следует отталкиваться от специфики конкретного производства: общего количества рабочих мест, условий труда, сменности, режима работы предприятия и т.д.
При этом в графике отражаются все мероприятия, проводимые в рамках спецоценки – с указанием запланированного срока на реализацию каждого из них.
Источник: https://975-975.ru/sostav-komissii-po-sout/